Информация о клубеДетский лагерьКуда ходимЭкспедиции клубаПубликации о деятельности клубаФотоархив клубаВидео клубаИз опыта работы по организации детского отдыха детей-инвалидовНаграды клубаНаши благодарности всем, кто нам помогаетМы в ВконтактеМы в YouTube

ЛАГЕРЬ 

САПИЖЕВ Михаил Николаевич - руководитель туристско-краеведческого экспедиционного клуба "Наследники", директор реабилитационного палаточного лагеря для детей-инвалидов и детей с ослабленным здоровьем

Палаточный реабилитационный лагерь
для детей-инвалидов и детей с ослабленным здоровьем

Благодаря коренному изменению взглядов на многие жизненные процессы в обществе, изменяется и отношение к проблеме образования, воспитания и оздоровления детей, имеющих отклонения в развитии. Решением этой проблемы заняты не только государственные учреждения, а также многие общественные объединения, такие как Детский орден милосердия (президент Никонорова Галина Владимировна, г.Москва), Городская ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов (президент Урманчеева Маргарита Алексеевна, г.Санкт-Петербург), Межрегиональное общество помощи детям-инвалидам "Аленький цветочек" (президент Корчагина Вера Николаевна, г.Вологда) и многие другие. Изучение, обобщение опыта работы подобных объединений позволит выработать действенные формы работы с детьми имеющими отклонения в развитии и ввести их в государственные программы.


Подходя к решению проблемы реабилитации, социализации, нормального развития ребенка-инвалида, включая его в общество, выделим несколько этапов и направлений ее решения.

Понятие «ребенок-инвалид», по нашему мнению, понятие социальное. Ребенок, имеющий определенный дефект, не только является больным физически (если это дефект органа, или умственный, если это дефект организации высшей психической функции) Как следствие дефекта, нарушается система связей и отношений ребенка с миром, прежде всего в мире социальных контактов, в мире общения. Именно нарушенное общение и есть самое главное следствие дефекта. Л.С.Выготский определял это в понятиях первичного и вторичного дефекта. «Всякий телесный недостаток - будь то слепота, или врожденное слабоумие, не только изменяет отношение человека к миру, но прежде всего сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект, или порок, реализуется как социальная ненормальность поведения. Даже в семье - слепой и глухой ребенок есть прежде всего особенный ребенок, к нему возникает исключительное, не такое как к другим детям, отношение. Его несчастье раньше всего изменяет социальную позицию в семье». (Л.С.Выготский, собр.соч., Москва, Педагогика, 1983. с.62).


С самого момента рождения (получения дефекта) ребенка попадает в ненормальную, измененную социальную ситуацию. Его первичный дефект (ненаследственное нарушение) изменяет его физическую жизнь, помимо этого изменяет и отношение к нему сначала близких взрослых, а потом и всех остальных людей, И вторичным дефектом будет измененная нарушенная психика такого ребенка. Как проявление вторичного дефекта можем выделить некую потребительскую позицию ребенка-инвалида (такой ребенок практически не способен сам, что-либо делать, причем нс из-за того, что всегда и все делают за него, считает его немощным, слабым, неспособным к самостоятельным мыслям, жизни). Помимо потребительской позиции, у ребенка-инвалида часто отсутствует умение (а поэтому и желание) общаться, строить взаимоотношения со сверстниками. Зачастую весь опыт обобщения ограничен семьей, больницей и санаторием, а партнеры по общению - родители и врачи. Бедность социальных контактов, поэтому - неумение действовать, жить в коллективе (как сверстников, так и в любом другом, особенно на позициях равноправия).


Реабилитация может идти по двум линиям. Первая - медицинская, попытка устранить дефект Эти прерогатива медиков. Вторая линия - устранение вторичного дефекта. Изменение социальной ситуации развития ребенка-инвалида. Тогда процесс реабилитации должен строиться по принципу компенсации утраченной функции. Еще раз обратимся к Л.С.Выготскому, который отмечал, что социальное воспитание дефектного ребенка, основанное на методах социальной компенсации его природного недостатка, - единство... верный путь (там же, с.70).

Таким образом, для полноценного развития ребенка-инвалида необходимо создать такую среду, где бы он был нормальным, здоровым (не в физическом плане, что часто просто невозможно, а в психологическом). "Авторы" этой среды - прежде всего близкие родственники ребенка, семья. Но в определенном возрасте семья неспособна заменить собой весь мир и предоставить богатство всех социальных контактов, ролей, позиций, возможностей. Да и для дальнейшего нормального развития ребенку необходимо выходить в "большой мир". Его жители - взрослые, дети.

Однако детские и подростковые коллективы практически не включают в круг своих членов сверстников-инвалидов. По разным причинам: из-за незнания и неумения преодолевать барьеры общения, как у той так и у другой стороны: из-за боязни инвалида или его родителей, воспитателей войти в такой коллектив.


Организация общности сверстников, ориентированной на активное включение в совместную деятельность здоровых и больных детей - одно из необходимых условий реабилитации детей-инвалидов.

Решая эту проблему туристско-краеведческий экспедиционный клуб "Наследники" при поддержке городской администрации, управления социальной защиты населения администрации области и городского отдела образования летом 1995 году организовал на озере Байкал палаточный реабилитационный лагерь для детей-инвалидов и детей с ослабленным здоровьем. Для проведения лагеря озеро Байкал с живописными бухтами, удивительными уголками природы выбран не случайно. Его климатогеографическое положение, особый байкальский водно-терапевтичекий и энергетический эффекты оказывают положительное воздействие на организм больных детей. В связи с тем, что предполагаемая методика реализуется на обширных территориях "нетронутой дикой природы", государственных заповедников, являющихся хранителями генофондов растительного и животного мира региона, богатейшими запасами уникальных гидроминеральных ресурсов и национального парка на побережье оз. Байкал, признанного Участком мирового наследия, участники лагеря проживают в передвижном палаточном лагере.

С каждым годом лагерь становится более комфортабельным, что позволяет отдыхать в нем детям прикованным к инвалидным коляскам и страдающим сахарным диабетом (эти программы в стадии реализации ). Палаточный лагерь в отличие от стационарного не требует больших капитальных вложений, оказывает минимальное отрицательное воздействие на окружающую природу. Лагерь мобилен: в любой момент его можно перенести на новое место, или разобрать и хранить в складском помещении.


Оздоровительная программа реабилитационного лагеря - это программа на развитие душевных сил и физического здоровья ребят имеющих отклонения в развитии. Оказавшись в достаточно суровых условиях туристического лагеря, дети очень быстро осваиваются. Их увлекает жизнь в палатках - это для многие необычно и в то же время привлекательно. Дети не выносят скуки и однообразия. Задачей организаторов лагеря является сделать эти дни веселыми и счастливыми . Все ребята включены в непрерывный и увлекательный процесс, похожий на калейдоскоп. Максимально не директивный стиль управления лагерем позволяет детям, и взрослым быть одной командой. Все вместе утром выходят на зарядку, вместе идут купаться, вместе проводят зажигательные праздники.

Опыт доказывает, сильнее всяких методик воспитывает Среда, та самая Среда, с которой так сложно складываются отношения у ребенка-инвалида. Реабилитационный лагерь занимается вполне земными проблемами. Особенность отдыха в нем заключается в том, что за практическими задачами, среди которых умение организовать свой быт в полевых условиях, научить выполнять распорядок дня и прочее, лагерь учит видеть и решать более значимые проблемы: учит понимать себя и другого, учит добиваться поставленных перед собой задач, повышает уверенность в своих силах. Самый главный фактор воздействия - это атмосфера лагеря. Отсутствие давления на личность вызывает у него доверие к взрослому и дает самые лучшие результаты.


Организаторы реабилитационного лагеря находятся в постоянном творческом поиске, сотрудничают с реабилитационными центрами, журналом "Сибирячок", газетой "Русский инвалид" (С- Петербург), средствами массовой информации, общественными организациями.

На сегодняшний день есть уверенность распространения этой формы оздоровления в области и России так как данная программа поддержана главой администрации города Шелехова Поздняком В.В. и губернатором Иркутской области Говориным Б.А. На деятельность лагеря обратили внимание Министерство труда и социальной защиты. Министерство общего и профессионального образования. Российская академия образования (институт педагогических инноваций). Комитет Российской Федерации по делам молодежи Работа лагеря отмечена благодарностями Президента Российской Федерации, Межведомственной рабочей группой по вопросам организации отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков, дипломами международных туристических выставок-ярмарок «Байкалтур-97».

Опубликовано в информационном бюллетене "Молодёжная политика" Комитета по делам молодёжи администрации Иркутской области, август 1998 г.

В Иркутске в издательстве «Оттиск» вышла книга «У истоков социального служения» (2011). В ней помещены очерки о становлении и развитии системы социальной защиты населения Иркутской области. Эта книга рассказывает о людях, которые в девяностые годы взяли на себя нелёгкую ношу спасения человеческих судеб. В книге представлен большой очерк воспоминаний Сапижева Михаила, педагога дополнительного образования Центра. Он поделился о истории создания палаточного лагеря для детей с ограниченными возможностями здоровья и их здоровых сверстников. Опыт уникальный и на сегодняшний день не потерял своей актуальности. Читать статью...

 

Главная Клуб Лагерь Походы GPS Экспедиции клуба Публикации Фотоархив Видео Опыт Награды Спасибо!

©  Webmaster Сапижев А.М., 2013
© Детско-молодежное общественное объединение
туристско-краеведческий экспедиционный клуб "Наследники"
, 1998-2013

Hosted by uCoz