Кругобайкалка. Турклуб Наследники

Линия

Другие места


Линия

Кругобайкальская железная дорога
Маршрут от порта Байкал до Слюдянки позволяет познакомиться с удивительным по красоте памятником инженерного искусства начала века, участком Кругобайкальской железной дороги, ставшим сейчас тупиковым и выключенным из активной транспортной деятельности. Интересным является берег Байкала и подступающая к озеру тайга.

История возникновения этого участка железной дороги относится к концу прошлого века, когда Транссибирская магистраль подошла к Иркутску и была продолжена па восток уже за Байкалом. Байкал стал серьезным препятствием на пути строителей, и потребовалось более десяти лет для принятия решения по прокладке железной дороги вдоль южного берега озера. Кругобайкальской стали называть участок дороги от станции Байкал (порт Байкал) до станции Мысовая.

К началу 1902 года был закончен проект дороги, причем участок от порта Байкал до Слюдянки предполагалось сделать одним из красивейших не только в России, но и в мире. Этот труднейший по сложности скального рельефа участок дороги требовал применения как новейших технических достижений, так и крупных финансовых вложений. Одновременно важной задачей оставалось сочетание уникальных береговых ландшафтов с обликом грандиозных инженерных сооружений. Надвигающаяся война России с Японией ускорила начало строительства. Менее чем через два года, с 1902 по 1904, проводившееся одновременно на всем участке строительство позволило пропустить первые поезда на восток. Еще раз строители вернулись сюда в 1909-1913 годах, когда был устроен второй путь, а также расширены и достроены новые тоннели. С 1957 года железнодорожное сообщение было переведено на новый, используемый сейчас участок дороги в связи со строительством плотины Иркутской ГЭС и затоплением дороги по левому берегу Ангары от Иркутска до станции Байкал.

Общие сведения

Километраж: 94 км.
Продолжительность: 5-7 дней.
Cезонность: май-сентябрь.
Нитка маршрута: пос. Листвянка - пос. Порт Байкал – мыс Толстый - мыс Половинный - ст. Маритуй - мыс Киркирей - р. Большая Крутая Губа - пос. Старая Ангасолка - пос. Култук - о.п. Земляничный.

К началу маршрута в порт Байкал можно попасть на теплоходе «Байкальские воды», регулярно курсирующем между портом и поселком Листвянка. Листвянка связана регулярным автобусным сообщением с Иркутском. Кроме того, из Слюдянки раз в сутки в порт Байкал следует поезд № 6201 и обратно поезд № 6202 с остановками на всех станциях и разъездах.

Пеший маршрут по Кругобайкальской железной дороге, несмотря на значительную протяженность, не требует от туристов специальной физической подготовки и носит познавательный характер, поскольку дорога насыщена инженерными и архитектурными сооружениями, из которых в первую очередь выделяются тоннели. Для передвижения по тоннелям желательно иметь с собой фонари. Всего при сооружении Кругобайкальской железной дороги построено 39 тоннелей обшей протяженностью 6,95 км, 14 галерей, более 50 железобетонных, металлических и каменных мостов рамных, балочных и арочных систем, консольных водосливов, тщательно выложенных камнем подпорных и волнозащитных стен.

Описание маршрута

Начало пути в порту Байкал или станции Байкал приходится на отметку 72-й километр. На всем участке дороги сохранена старая маркировка километровых пикетов, показывающих расстояние от станции Иркутск. Поселок, возникший в годы строительства Кругобайкальской железной дороги, расположился в живописной бухте на узкой площадке у подножья крутых скал, здесь места стоянки значительной части байкальского флота. В поселке есть гостиница, магазины с необходимыми продуктами. От старого маяка на крутом склоне открывается прекрасный вид на горный хребет Хамар-Дабан на юге, а на юго-западе на выступ Олхинского плато, заканчивающийся мысом Толстым.

До первых тоннелей на 82-м километре дорога пересекается небольшими красивыми распадками, в каждом из которых несколько домов и слышен лай собак. Почти везде хозяева усадеб держат коров и можно взять у них свежее молоко. Но постепенно приближаются высокие скальные сооружения, напоминающие средневековые замки, и в них пробиты тоннели.

Тоннели на Кругобайкальской железной дороге имеют две разновидности, которые сразу же заметны. Одни имеют круговой или так называемый Сурамский профиль по имени реки Сурам на Кавказе, где такие тоннели были пробиты. Они хорошо выдерживают горизонтальные нагрузки. Тоннели параболического профиля, более распространенные на Кругобайкальской железной дороге, лучше выдерживают вертикальные нагрузки.

Некоторые из тоннелей имеют и замковой части специально оформленные плиты с указанием даты постройки: 1902-1904, 1903-1904, 1903-1905, реже 1911-1913, 1912-1914. Нет практически ни одного тоннеля с одинаковой архитектурой портала. Портал каждого из тоннелей решен с учетом берегового ландшафта и профиля прорезаемых им скал. Подобны только восточный и западный порталы каждого из тоннелей. Великолепие и непохожесть порталов могут по достоинству оценить только туристы, решившиеся на долгий путь вдоль Кругобайкальской железной дороги. До сих пор остаются загадкой орнаменты на нескольких порталах, выложенные вероятно итальянскими или албанскими мастерами каменной кладки.

После первых, сравнительно коротких тоннелей следует Бакланий тоннель длиной 310 метров и не менее впечатляющий Каторжанский тоннель длиной 540 метров. Около десятка тоннелей заканчиваются у Толстого мыса, а сам мыс прорезает тоннель длиной 345 метров. Перед мысом Толстый в устье реки Каторжанки и за мысом в красивой бухте прекрасные места для стоянок, лагерей для ночевок и рыбной ловли.

Ближе к 98-му км видны постройки станции Хвойная. Здесь для туристов просторный деревянный дом с комнатами для ночлега, баня. Подобный приют возможен и на разъезде Шумиха на 102-м км, где можно также приобрести молоко у местных жителей. Интересная встреча может состояться и на 106-м км у разъезда Пономаревка, где расположилась база нейтринной станции физиков-атомщиков Иркутского университета. Стоящие здесь красивые цилиндрические домики на полозьях зимой выезжают на байкальский лед и с них на километровую глубину опускаются детекторы частиц нейтрино, приходящих на землю от солнца и других звезд.

Впереди выступающий далеко в озеро невысокий мыс Половинный, перед которым прекрасный песчаный пляж. Через этот мыс проходит самый длинный на Кругобайкальской железной дороге Половинный тоннель, 810 м. За мысом прекрасная закрытая от ветра бухта, где возможна стоянка и рыбалка. Интересно совершить однодневную экскурсию вверх по долине реки Половинной. Это самая большая река, стекающая в Байкал с Олхинского плато. Перед впадением в озеро река прорезала в невысоких скалах очень живописный каньон, в реке хорошая рыбалка. Приближение к станции Маритуй ощущается издалека. Это второй по величине поселок после порта Байкал. Очень интересны постройки на станции на 118-м км, особенно станционное здание и тополя вокруг него, ровесники дороги. А основная часть поселка расположена в километре отсюда, по долине реки Маритуй. Здесь сохранились здания технического училища, школы, дом начальника станции и другие оригинальные постройки начала века. Об истории поселка с удовольствием рассказывают туристам местные жители, особенно пожилые. О многом свидетельствует и местное кладбище с датами смерти на могилах. В Маритуе летом проходят практику студенты-биологи Иркутского университета, встречаются художники. Работает магазин, но покупки надо делать вечером, после прохождения поезда в сторону порта Байкал, который привозит в магазин продукты.

При всей красоте тоннелей Кругобайкальской железной дороги, тоннели и инженерные сооружения за Маритуем на участке от 123 км до 128 км, начиная с мыса Киркирей, можно считать кульминационными. На мысе рядом с устьем впадающего в Байкал ручья хорошие места для стоянок туристов. Здесь можно посвятить целый день для экскурсий. Интересен однопутный деформированный тоннель кругового профиля и узкая скальная полка над озером, где проходил путь на первом этапе строительства дороги. После 1909 года в обход этого места пробит новый тоннель уже параболического профиля на два пути длиной 280 м. Кроме того устроены крайне сложные по конструкции бетонные водотоки, выводящие ручей к озеру не заливая тоннель. Ручей высоко над тоннелем перехватывается каменной плотиной и уходит по крутому бетонному лотку вниз. Очень занимательно проследить путь ручья от плотины до берега Байкала. Поразительны выложенные камнем подпорные стенки на обращенном к озеру старом участке пути, а также восточный портал одного из тоннелей на 128-м км, уходящий нижней своей частью прямо в воду.

Район станции Баклань и мыса Столбы отличается уходящими ввысь огромными гладкими скалами, которые в опасных местах закрыты каменной кладкой на больших по площади участках. А разъезды на 134-м и 137-м километрах запоминаются хорошо сохранившимися домами времен постройки дороги в стиле железнодорожного модерна.

Станция Шарыжалгай отдана под спортивный лагерь детей и здесь всегда шумно. Станционное здание и остальные постройки хорошо реставрированы. За станцией и остатками поселка следует Шарыжалгайский тоннель длиной 305 м, за которым открывается глубокая долина реки Большая Крутая. По долине реки в феврале-марте проходит очень популярный лыжный маршрут со станции Переезд на основной железной дороге к Байкалу.

Красивый каменный мост через реку почти сразу переходит и тоннель Крутая Губа длиной 295 м. Перед разъездом Хабартуй очень длинный Хабартуйский тоннель, протяженностью 540 м, а на месте прежней остановки сохранились строения электрической станции. Несколько красивых тоннелей и мостов проходят туристы перед выходом к долине реки Ангасолки и поселку Старая Ангасолка на 149-м км. Поселок часто посещается туристами и соединяется через 4 км тропой со станцией Темная Паль на основной железной дороге. В поселке есть магазин.

До поселка Култук остается семь километров и два последних на пути туристов тоннеля. Култук стоит на автомобильном шоссе и вполне можно воспользоваться проходящим каждый час автобусом, чтобы добраться до Слюдянки. Ну а самые настойчивые туристы могут продолжить путь по старой дороге и дойти до выступающего за устьем реки Култучной скалистого мыса Шаманского. Красивый мраморный мыс раньше был местом жертвоприношений шаманами, а теперь место отдыха и купания жителей Култука и Слюдянки.

360° Фото

Видео

Сибирскими тропами - «К.Б.Ж.Д.» от Frost Arts Studio:

Топографическая карта

Топографическая карта Кругобайкальская железная дорога километровка

GPS трек

GPS трек Кругобайкальская железная дорога (Кругобайкалка)

Название трека Длина трека (км) Скачать
Кругобайкальская железная дорога 87,3 трек KML    трек GPX

Использованные источники:
1. Газета «ИнтерБАЙКАЛ». «Пеший маршрут от порта Байкал до города Слюдянки».
2. ЖЖ Gayaz_samigulov. Фотографии строительства Кругобайкалки.
3. База отдыха «Кругобайкальская». Фотография поезда № 6201 («Матаня»).
4. Горный тропы. Топографическая карта Кругобайкальская железная дорога километровка.