Зеркала. Турклуб Наследники

Линия

Скальные останцы

Зеркала
Зеркала – обширный гранитный массив, скопление коротких скальных гребней с живописными башенками и отдельных останцев в лесистом гребне между узкими долинами Первого и Второго Зырьянских ручьев, впадающих в Олху чуть ниже Витязя. Он хорошо виден в форме куполообразного массива разновысоких останцев с запада, со стороны сгоревших лесных склонов, с лесовозной дороги на участке между Верхней и Нижней тропами на подходе по дороге к ручью Первый Ключ Зырьянский, с близлежащих скальников: Старухи, Витязя, Старой Крепости. В свою очередь, с макушек Зеркал хорошо видна часть хребта Хамар-Дабан.

Основная достопримечательность массива Зеркал – восточная стена северного гребня, абсолютно отвесная и без выступов, словно висящее на стене зеркало, разбитое наклонными взаимоперпендикулярными трещинами на множество квадратов. А еще эта стена напоминает в профиль разогнавшийся и вдруг затормозивший на уклон паровоз с огромной трубой среди больших глыб курумников.

Размеры «зеркала» невелики: 20 метров в высоту и 40 метров в длину. Поэтому возникает желание поскорее взобраться на него, используя хорошие трещины, куда влезает ладонь, либо пролезть ступенями гребня (осторожно, с юга стенки!). Здесь много жимолости (практически первыми Зеркала освоили ягодники), недолго – с середины 60-х до начала 70-х – «Главное» Зеркало было местом тренировок альпинистов.

Известны Зеркала были и в связи с сооружением первой горнолыжной трассы. Она была проложена по склону гребня со стороны ручья Первый Ключ Зырьянский, пока не построили вторую трассу, южной ориентации на противоположном склоне, и спускающуюся к группе спортивных зимовий «Горнолыжка» (менее известное название «Долина тысячи дымов»).

Сегодня Зеркала прибежище романтиков: с восточной стороны, выше Зеркала молодой густой кедрач вплотную подходит к затерянному миру скальных башен с короткими стенками и увлекательными ходами во внутренних углах. Бросил веревку и отрабатывай вдали от посторонних глаз технику лазания на скальном рельефе. Одна досада – нет близко воды, которую надо либо нести с собой, либо бежать на ближний ручей Первый Ключ Зырьянский (полчаса туда и обратно). А можно «затабориться» на уютных полянах у ручья, а к Зеркалам подойти поработать с необходимым снаряжением.

360° Фото

4-5 часов
Набор высоты:
270 м

Путь к Зеркалам идет по Нижней тропе от о.п. Орленок до развилки к Витязю, где есть железобетонный мост через р. Большая Олха. Не поворачивая к этому мосту, следует идти прямо по лесовозной дороге к долине ручья Первый Ключ Зырьянский. Дорога идет по подножью склона и все время поворачивает влево.

Почти сразу вправо отходит еще одна дорога, ведущая на «Горнолыжку». Это первый переход через ручей Первый Ключ Зырьянский, с дороги хорошо видны обнажения Зеркал. Здесь есть два варианта дальнейшего пути.

Первый вариант - переходим ручей по старому настилу и поворачиваем налево на заросшую подлеском дорогу. Прямо по этой дороге, никуда не сворачивая, идем вверх. Дорога через некоторое время превращается в тропу. На тропе попадаются следы стоянок, скорее всего, геодезистов или строителей дороги до месторождения «Олхинское».

Тропа выводит на Т-образную развилку, поворачиваем направо и продолжаем подъем. Через 200 метров подходим к информационному стенду, после которого нужно свернуть направо на небольшую тропку. Через 5 минут подъема появляется глыбовый курумник, а за ним интригующая стена «Главного» Зеркала.

Всего на подход от остановки Орленок потребуется от 2 до 2,5 часа.

Второй вариант - это проследовать дорогой дальше. Длина маршрута увеличивается почти на 1 км, но можно посетить скальник Верблюд.

Дорога идет вдоль ручья и выводит к новой развилке. Если продолжить путь налево, то дойдем до скальника Старая Крепость, а прямо дорога ведет в п. Большой Луг.

Поворачиваем направо и переходим ручей, начинаем подъем. Идем прямо, никуда не сворачиваем. Выйдя к информационному стенду, переходим на тропку справа.

Вариант возвращения на о.п. Орленок. Отходим от стены «Главного» Зеркала на 100 м и начинаем подъем по тропе к южной оконечности скальника. Затем продолжаем плавный спуск до верхушки горнолыжного склона с опорами для крепления подъемных тросов.

После этого нужно повернуть направо на тропу, которая идет по хребту. Этот хребтик разделяет ручьи Первый Ключ Зырьянский и Второй Ключ Зырьянский. Выходим на Т-образную развилку, поворачиваем направо и начинаем спуск.

На следующей развилке нужно свернуть налево, чтобы добраться до первой переправы через ручей Первый Ключ Зырьянский.

Схема маршрута

Схема маршрута на скальник Зеркала

GPS трек

GPS трек скальника Зеркала

Название трека Длина трека (км) Скачать
о.п. Орленок - ск. Зеркала 13,4 трек KML    трек GPX

Использованные источники:
1. В.П. Брянский «Там, где начинается Байкал». Иркутск, 2004.
2. Несколько фотографий С.А. Сомова.